Windows. Железо. Интернет. Безопасность. Программы

Пневмопочта. Пневматическая почта Но идея не умерла

Пневмопочта – это система, которая на данный момент применяется практически во всех отраслях, которые хоть как-то связаны с транспортировкой. Чаще всего пневмопочта используется в банках, при постройке высокоэтажных сооружений, в государственных учреждениях и тому подобных местах, где требуется постоянная транспортировка определенных элементов.

Навигация:

Проще говоря, технология пневмопочты применяется там, где требуется постоянное движение определенных материалов, осуществлять которое вручную слишком сложно. Система пневмопочты в этом плане демонстрирует себя исключительно с положительной стороны, быстро доставляя груз в нужную точку.

Пневмопочта – это система, которая состоит из огромного количества труб, которые соединены друг с другом, и проведены по определенным точкам в сооружении. В системе пневмопочты также есть возможность прокладывания магистральных труб между целыми зданиями. Проделывать подобный процесс можно как под землей, так и по воздуху. Все зависит от того, насколько большим бюджетом вы обладаете. Установив подобную систему на производство, можно значительно улучшить распределение труда, чем самым повысить уровень производительности предприятия. Особенно такая система будет полезной при работе с большим количеством документов, ценных бумаг и денег. Зачастую, такие системы можно встретить в организациях, которые работают с огромным количеством ценных бумаг и документов, которые надо быстро и надежно переправлять для дальнейшей обработки. Сейчас мы рассмотрим 4 ключевых этапа работы пневмопочты:

  • Изначальная загрузка капсулы ценными документами, после чего она устанавливается в специальную станцию, которая уже в свою очередь, перенаправляется к получателю
  • Далее капсула начинает свое движение к компрессору, который распределяет весь поток документов и перенаправляет их по определенным точкам
  • Далее капсула отправляется от внешнего компрессора к станции получателя, которая указывалась при первоначальной адресации
  • Пользователь получает капсулу в конечной точке маршрута, где за считанные секунды изымает её из системы

Но не стоит забывать о многих нюансах этого процесса, которые также играют далеко не последнюю роль. Еще до отправки, пользователь должен точно указать адрес станции, на которую отправится капсула. После этого, остается всего лишь вставить капсулу в систему, после чего она отправит её прямиком к получателю. Следующая остановка капсулы произойдет лишь у компрессора, где происходит распределение капсул по определенным точкам. Далее, стрелки быстро занимают нужные позиции, и уже после этого, контроллер дает разрешение компрессору на дальнейший запуск капсулы. Оптические датчики в этом время постоянно наблюдают за тем, правильно ли двигаются капсулы по стрелкам. Пройдя все положенные стрелки, капсула останавливается в точно том месте, которое было указано еще при адресации самой капсулы. После извлечение содержимого капсулы, получатель должен отправить её в обратном направлении. Абсолютно все процессы, которые происходят внутри пневмопочты, находятся под тщательным присмотром специальных датчиков, которые сразу же реагируют на возникновение каких-либо неполадок в системе. Система пневмопочты, еще до отправки тщательно анализирует маршрут и определяет то время, за которое капсула должна прийти к адресату. Если за этот промежуток капсула не оказывается в конечной точке, внутренний контроллер автоматически блокирует все станции. Далее в системе происходит тщательная диагностика, которая позволяет найти ту станцию, где произошел сбой. Далее в системе происходит включения процесса продувки, который собственно и помогает решить эту проблему.

Продувка – это процесс, во время которого главный компрессор проделывает быстрое всасывание воздуха из всей системы, что позволяет вернуть все капсулы к компрессору. Далее, когда датчики показывают, что ошибка устранена, контроллер отключает режим диагностики и запускает работу пневмопочты для её дальнейшего функционирования.

Как работает пневмопочта

Что касается конструкции пневмопочты, то она состоит из таких элементов:

  • Центральный контроллер
  • Компрессор
  • Источник стабилизации системы питания
  • Блок для надежного управления компрессором
  • Магистральный трубопровод
  • Пульт управления системой
  • Маршрутные стрелки для движения по станциям

Все главные элементы пневмопочты, удачно расположились прямо под подвесным потолком, так как то место является просто идеальным для надежного и эффективного размещения контроллера и ключевых станций, которые предназначены для постоянного перемещения капсул.

Не меньшую роль в данной системе играет и компрессор, который работает по принципу двойного действия. Данный элемент одновременно занимается созданием давления в системе и разрежением внутренней установки. Именно от работы компрессора зависит то, насколько быстрым и качественным будет движение капсул внутри системы.

Байкапс – это также довольно важный элемент, который предназначен для быстрого торможения капсулы в заданной точке. Как показывает практика, это элемент, который реже всего поддается поломкам, из-за чего в его качестве не возникает никаких сомнений.

Центральный контроллер – это еще один элемент системы, без которого она попросту не сможет функционировать. В данный элемент изначально закладывается большое количество памяти и функциональных возможностей. Такого контроллера просто предостаточно для того, чтобы производить контроль и настройку всех процессов, которые связаны с перемещением капсул внутри механизма.

Маршрутные стрелки – это еще один очень важный элемент, по которому собственно и перемещаются капсулы внутри системы. Это часть системы, которая не может быть незамеченной, так как именно от неё зависит, насколько эффективным будет результат работы пневмопочты в целом.

Системы пневмопочты

Современный рынок вакуумных технологий просто пестрит предложениями самых разных категорий, начиная от бюджетных вариантов пневмопочты, и заканчивая дорогостоящими установками, с огромным количеством дополнительных возможностей.

Ранее мы уже говорили о видах и работе системы пневмопочты, но забыли рассказать о том, какие же все-таки преимущества подобных систем. Сейчас мы рассмотрим преимущества системы пневмопочты:

  • Высокая надежность оборудования
  • Высокая скорость передачи денег, анализов, документов и тому подобного
  • Возможность установки подобных систем между двумя, или же тремя зданиями
  • Наличие функции переадресации, которая позволяет забрать капсулу чуть позже, если получателя нет на месте
  • Возможность отправки персонализированных капсул
  • Большой потенциал подобных систем, которые в дальнейшем будут только модернизироваться
  • Эффективное распределение рабочего времени

Капсулы для пневмопочты

Немалую роль в работе пневмопочты играет качества самих капсул, в которых собственно и будет перемещаться определенная продукция. Именно поэтому, большинство организаций готово переплачивать за качественные капсулы, дабы получать максимальное качество работы от системы пневмопочты.

Сейчас мы рассмотрим несколько наиболее надежных моделей капсул для пневмопочты:

  • FLIP-TOP CARRIER NW110K/L
  • SWIVEL LID NW3 inch
  • Swivel LID CARRIER NW110

Все эти варианта по-своему хороши, и купив один из них, вы можете даже не сомневаться в долгом сроке службы и высоких показателях эффективности.

Воздуходувки для пневмопочты

Ключевая задача воздуходувки – это образование нужного уровня давления, для дальнейшего создания высокого вакуума. На самом деле – это очень важный процесс, так как без должного давления в системе, производить перемещение капсул попросту невозможно. Вакуум – это очень важная деталь в данном механизме, так как именно он приводит в действие капсулы, которые в дальнейшем двигаются по определенным точкам.

Возможно, самый странный груз, когда-либо отправлявшийся по пневматической почте, — это живые люди. Сохранился отчет 1869 года о перемещении 15-летнего подростка в трубе под Лондоном, в вагончике London Pneumatic Despatch Сompany: «Путь от одной конечной станции до другой занимал девять минут. Путешествие каждый раз захватывало, воздух был свежим и прохладным даже в самые жаркие летние дни. От Холборн-серкус труба ныряла под крутой уклон к Фаррингтон-стрит, и скорость достигала 60 миль в час. В темноте я чувствовал, будто лечу вниз с горы, ногами вперед. Разогнавшийся вагончик проскакивал по возвышению к Ньюгейт-стрит. В первый раз мне показался странным и даже пугающим этот полет под землей, так близко к поверхности, что был слышен стук копыт и грохот повозок».

Прибытие поршня

Впрочем, первые поездки на пневматическом транспорте начались на четверть века раньше. 1844 год, пригород Дублина, 200 пассажиров занимают места в первом в мире поезде «атмосферной железной дороги» в местечке Далки. Вагоны в нем совершенно обычные, их семь, но в составе нет локомотива! За пять минут до отправления раздается звонок, и паровой двигатель в отстоящем на почти 3 км пункте прибытия начинает выкачивать воздух из проложенной между рельсов трубы диаметром 40 см. В трубе находится поршень, зацепленный за первый в составе вагон-тележку. Машинист снимает поезд с тормоза, и вагоны плавно набирают скорость. Поезд бесшумно, без привычного паровозного дыма и копоти поднимается в гору и прибывает на конечную станцию через несколько минут, проделав путь с максимальной скоростью 64 км/ч.

На современников это путешествие производило неизгладимое впечатление. Обратно поезд без выкрутасов скатывался под горку, причем тронуться с места ему помогали пассажиры третьего класса — выходили и толкали.


Начиная с 30-х годов XIX века пневматический транспорт стремительно развивался. Интересно, что прогресс в этой области шел по пути уменьшения размеров — от пассажирских вагонов XIX столетия до компактных капсул нашего времени.

Ясно, что создать тягу, используя трубу небольшого диаметра, проще, чем строить тоннель размером с железнодорожный вагон. Но, чтобы соединенный с составом поршень мог двигаться, в трубе пришлось сделать прорезь по всей длине. А как эту прорезь герметично закрыть? Остановились на варианте с кожаным клапаном-полосой: проходящий поршень открывал его, а установленный на вагоне-тележке ролик закрывал и запечатывал.

Модели клапана работали прекрасно, а в реальной жизни получилось как всегда: в жару кожа сохла и трескалась, в холод замерзала и коробилась. По ночам толпы крыс лакомились вкусно пропитанной салом кожей, и первый утренний поршень привозил на станцию щедрый урожай тушек, перемешанный с накопившимся за ночь конденсатом.

Чтобы клапан приемлемо работал, вслед за каждым поездом приходилось пускать работника, который промазывал клапан и придавливал к трубе. Красивая идея превращалась в головную боль, и через десять лет эксплуатации первую пневматическую железную дорогу закрыли.


Рисунок датируется 1870 годом и изображает пассажирский салон пневматического вагона на станции «Бродвей» Нью-Йоркской подземки.

Саркофаг для сенаторов

Более успешным применением пневматической тяги оказалась перевозка почты, но от идеи тележек на колесах отказались не сразу. В начале 1860-х London Pneumatic Despatch Сompany соединила несколько почтовых отделений Лондона миниатюрным железнодорожным тоннелем высотой около 120 см. По рельсам бегали грузовые капсулы около 60 см высотой и 2 м длиной, снабженные для герметизации резиновым уплотнителем. Каждая капсула могла перевезти до 3 т груза за рейс со скоростью до 60 км/ч.

Люди, желавшие прокатиться по тоннелям, тоже чувствовали себя вполне комфортно, особенно если в капсулу подложить матрасик. Самые яростные оптимисты верили, что недалек тот день, когда сэрам и пэрам после рабочего дня в парламенте можно будет не тащиться по лондонским пробкам домой, а стремительно домчаться до родных пенатов по подземным тоннелям.


Вакуум создавало «пневматическое колесо» — конструкция из вращающихся металлических дисков диаметром 6 м, которые, как центрифуга, выбрасывали воздух из тоннеля. Увы, загерметизировать даже небольшой тоннель оказалось сложно, поэтому создать нужный перепад давления удавалось не всегда. Колесо дорабатывали, но, даже когда его мощность в шесть раз превысила исходную, система работала неустойчиво и капсулы постоянно застревали в тоннелях. В 1875 году компания была ликвидирована.

Почтовая артиллерия

К этому времени идея «труба-капсула» пережила еще одну метаморфозу и наконец-то нашла успешное применение. Плавно изогнутые металлические трубы небольшого диаметра, точно входящие в них капсулы, движущиеся как снаряды по стволу, огромные паутины расходящихся звездообразно почтовых линий. Европейские столицы одна за другой обзаводились классической пневматической почтой. На пике размер сетей достигал впечатляющих масштабов: в Париже до 467 км, в Берлине — до 440. Ежегодно по ним отправлялись десятки миллионов сообщений.


В каждой сети был свой размер труб и капсул. В Париже с пересылкой сообщений могла справиться и хрупкая барышня, а в Нью-Йорке на почте работали далеко не белые воротнички. Суровые нью-йоркские капсулы диаметром 20 см и длиной 61 см делались из стали, поэтому вес их достигал 9,5 кг. На вид они напоминали снаряды, а рабочих, которые их загружали, называли ракетчиками. Чтобы капсулы не застревали, по трубам время от времени пускали перфорированный контейнер со смазкой — поэтому капсулы были постоянно грязные. Иногда «ракетчикам» выдавали рабочие фартуки, но чаще предлагали просто работать в грязной одежде, чай не баре!

К каждой капсуле снаружи прикрепляли ярлык с адресом, поэтому их не приходилось открывать между станциями. А датчиками застревания капсулы были «контрольные вентиляторы» у каждого приемного раструба. Пока капсула движется, она толкает перед собой воздух, и вентилятор вращается. Если вентилятор остановился — надо действовать. Оператор звонил на центральную станцию, и, определив, откуда шла капсула, механик увеличивал давление в точке отправления и уменьшал в пункте прибытия. В 99% случаев это помогало. Ну а если не везло — приходилось копать улицы.

Пневматическая почта работала в любую погоду и не зависела от дорожных условий. Но ее содержание обходилось дорого, к тому же пропускная способность капсульного пневматического транспорта весьма ограничена. В капсулу нью-йоркской почты, не самую маленькую среди существующих, входило максимум 2,5 кг почты, а в минуту отправлялось не более четырех капсул. И перебраться за этот порог было невозможно. Поэтому с распространением телефонов и автомобилей городские системы пневматической почты одна за другой закрылись.


Швейцарская компания Swisslog разрабатывает медицинское оборудование для ведущих европейских клиник. Среди ее продукции есть и контейнеры для пневмопочты — надежные, герметичные, с антибактериальным покрытием. Каждый контейнер оснащен RFID-меткой, благодаря чему компьютер централизованно отслеживает положение всех емкостей в системе.

Деньги на ветер

Пневматическая почта не сдалась и продолжила борьбу за выживание. Она сжалась еще раз, чтобы поселиться в больших офисных зданиях, и довольно долго продержалась там. Даже превратилась в символ бюрократии. Но электронный документооборот выбил ее и с этих позиций. Тогда она заняла узкие ниши — большие предприятия, где важно быстро пересылать мелкие предметы.

Конечно же, самое актуальное — наличные деньги. В крупных магазинах у кассиров быстро скапливаются существенные суммы. Так и до грабежей недалеко. А по защищенной пневматической почте выручку несложно хоть каждые три минуты отправлять в удаленную сейфовую комнату. В банках, наоборот, операционисты прямо на рабочем месте получают ровно столько наличных, сколько нужно в данный момент.


В контейнере можно транспортировать как документы, так и лабораторную посуду, небольшие приборы и даже жидкости. Существуют также специальные чистящие капсулы для ухода за трубопроводом.

Менее очевидное применение пневмопочта нашла в крупных клиниках: это быстрая отправка образцов тканей в лабораторию для медицинских анализов. Для этой задачи важно, чтобы капсула плавно тормозила, а не прилетала на станцию назначения как артиллерийский снаряд. В современных системах навстречу прибывающей капсуле подается воздух, и она постепенно замедляется.

Третье приложение — забор образцов на производстве. Есть системы, которые позволяют, к примеру, зачерпнуть пробу расплавленного металла и автоматически отправить его на испытания.

Принцип действия пневматической почты за 150 лет не изменился. Но материалы и управление вышли на новый уровень. Например, сейчас каждую капсулу можно отслеживать индивидуально и автоматически отправлять в любую точку сети, соединяя до нескольких сотен пользователей. А если капсула застряла, ее местонахождение определит электроника.


Продуктопровод

У каждого вида транспорта есть плюсы, есть минусы, и баланс все время меняется. Автомобили обеспечивают свободу маневра, но жгут нефть, причем 70% топлива уходит на то, чтобы двигать сам автомобиль, и только 30% - на перемещение груза. Много машин — это пробки, аварии, бесконечное строительство и ремонт дорог. Топливо тоже не дешевеет. Поиск альтернатив не прекращается, и капсульные трубопроводы — одна из них.

Идея кажется эксцентричной, только пока не задумаешься, сколько горожанин каждый день получает по трубам жидкостей и газов. Например, 10 т воды в месяц на одного человека — это весьма экономный расчет. Настоящим безумием было бы пытаться привезти, а после использования еще и увезти всю эту массу автомобилями. Канализация, газопроводы и нефтепроводы, перемещение сыпучих материалов на производстве — трубопроводы повсюду, их так много, что они просто сливаются с пейзажем. Потоки движутся днем и ночью, невидимые, бесшумные, экологичные. А чтобы перемещать по трубе крупные предметы, достаточно положить их в транспортные капсулы.


Ноэль Ходсон, координатор проекта Foodtubes, объясняет, что выгоднее всего внедрять доставку товаров по трубопроводам в больших городах. Устройство сети пневмодоставки в районе Лондона Кройдон с населением в 52 000 человек и сотней супермаркетов обойдется в $300 млн и полностью окупится за пять лет. А главное, избавит район от приезда 700 грузовых машин каждый день. Команда Foodtubes уверена, что, когда первая сеть будет построена, другие районы захотят такую же, и постепенно сети сольются в общегородскую паутину.

Группа исследователей из Имперского колледжа Лондона предлагает использовать для капсульных трубопроводов опыт конструирования американских горок. На этих аттракционах колеса вагонеток фиксируются в рельсе, а значит, труба не направляет капсулу и нагрузка на стенки трубы резко снижается. Поэтому вместо стальных можно использовать более простые и дешевые пластиковые трубы.

Однако даже если мы увидим в реальной жизни продуктопроводы и товаропроводы, скорее всего, они будут не совсем пневматическими. Одно из основных ограничений превматических трубопроводов — небольшая пропускная способность, ведь одновременно в трубе может находиться только один состав. Соответственно, чем длиннее труба, тем меньше ее полезная загрузка. Возможное решение — ускорять капсулы не воздухом, а электрическими линейными двигателями, простыми, надежными и дешевыми. Но это уже другая история.

История

Пневматическая почта — любопытнейший вид системы перемещения как почты, так и небольших грузов под действием сжатого или разреженного воздуха. По особым трубопроводам, расположенным под землей, специальные пассивные контейнеры (капсулы) на приличной скорости переносятся из одной точки в другую. Название почты прозрачно: оно происходит от греческого слова «пневматикос» — «воздушный».

Кстати говоря, греческие «корни» пневмопочты самые настоящие. Ведь первыми использовать сжатый воздух научились древние греки. Так, древнегреческий физик-изобретатель Ктесибий Александрийский (приблизительно 285-222 гг. до н.э.) сконструировал гидравлис (гидравлический орган), вакуумный насос и катапульту, метавшую копья с применением сжатого воздуха. Свои мысли Ктесибий изложил в ряде научных работ, включая труд «О пневматике», который, правда, до наших дней не дошел.

Большое влияние на развитие пневмотранcпорта оказал древнегреческий инженер Герон Александрийский, живший в I веке до н.э. Основы пневматики были описаны им в знаменитом трактате «Пневматика».

Дени Папен

С падением античной культуры и распространением христианства в Европе наступили так называемые «темные времена», потому о пневматической почте как о средстве обмена почтовыми сообщениями заговорили лишь в XVII веке. Говоря более конкретно, французский физик Дени Папен (Denis Papin) в 1667 году предложил данный вид связи. Используя небольшую разницу давлений в трубе, Папен выяснил: на объект, помещенный в трубу, воздействует сила, способная придать объекту некоторую скорость. Таким образом, теоретически возможность транспортировки небольших предметов под воздействием сжатого воздуха была убедительна обоснована.

Однако до создания пневмопочты было еще далеко. Только в 1792 году сжатый воздух впервые применили для транспортировки письменных сообщений по трубе. Данная система располагалась в пятидесятиметровой колокольне Венского собора Святого Стефана. Она была соединена со сторожкой, куда по трубопроводу в специальном металлическом патроне посылали письменное сообщение о замеченном с колокольни пожаре в городе. В таком виде конструкция функционировала до 1855 года и представляла собой первый тип пневмопочты («внутренний»), когда система располагается в одном здании. Другой тип («внешний») — пневматическая почта, связывающая различные районы или здания города, — был реализован позднее: в 1854 году в Лондоне.

Иосия Латимер Кларк

Заслуга создания первой городской пневмопочты принадлежит Иосии Латимеру Кларку (Josiah Latimer Clark), запатентовавшему способ «для передачи писем или посылок между местами посредством давления воздуха и вакуума». Система Кларка состояла из труб диаметром 1,5 дюйма, проложенных между Лондонской фондовой биржей и Центральным телеграфом (около 200 м). По ним со скоростью порядка 6 метров в секунду перемещались цилиндры с письмами, бандеролями и небольшими посылками.

Справедливости ради стоит упомянуть и создателя почтовой марки Роуленда Хилла (Roulend Hill), смоделировавшего систему подземных пневматических труб для ускорения пересылки писем.

Летом 1861-го лондонская компания Pneumatic Despatch Company, основанная двумя годами ранее, провела демонстрацию пневматической транспортной дороги в Баттерси. По трубам 30-дюймового диаметра были успешно перевезены груз весом до трех тонн и даже несколько пассажиров, помещенных в лежачем состоянии в четырехколесную вагонетку.

Испытания пневматической транспортной дороги в Баттерси

Постоянная линия с упомянутыми «тележками» стала действовать между железнодорожной станцией Эустон и почтовым офисом северо-западного района на улице Эверсхолт с зимы 1863 года. В одном транспортном средстве умещалось до 35 мешков с почтой. Время перемещения между терминалами составляло около минуты. Первое прибытие «тележки» с почтой стало событием национального масштаба и было освещено в газете London News 18 февраля 1863-го.

Почтовая пневматическая система Pneumatic Despatch Company была во многом уникальной и кроме еще пары мест нигде более не строилась. В 1874 году она перестала эксплуатироваться. Не помогло даже личное перемещение главы компании в «тележке» — наглядная демонстрация безопасности данного метода перевозки. Два транспортных средства были отреставрированы в 1930-м, сейчас они хранятся в музеях Лондона и Йорка.

«Пневматическая машина» на заслуженном отдыхе

Зато эффективность лондонской пневматической почты в ее «классическом» виде, взявшей на себя часть трафика телеграфных линий, была по достоинству оценена во всем мире — аналогичные системы создавались в Берлине (1865 год), Париже (1866-й), Вене (1878-й), Праге (1887-й), Филадельфии (1892-й), Нью-Йорке (1897-й), Рио-де-Жанейро...

Если в Лондоне транспортные трубы располагались звездообразно, отчего различные приемные станции сообщались непосредственно лишь с центральной, то в ряде европейских городов (например, в Париже, Берлине и Вене) расположение труб было кругообразное, потому отдельно взятые станции могли «контактировать» друг с другом.

Кстати говоря, в Берлине в 1884 году почтовая пневматическая сеть кругообразного типа была преобразована в звездообразную. Бурное развитие германской пневмопочты (по-немецки — «Rohrpost») во второй половине XIX века связано с деятельностью генерал-почтмейстера Германской империи Генриха фон Стефана (Heinrich von Stephan) — основателя Всемирного почтового союза.

К 1900 году в Берлине, а также в предместьях Шёнеберг, Риксдорф и Шарлоттенбург, общая протяженность труб почтовой пневматической сети составила почти 120 км. Сеть объединяла 53 станции. Трубы использовались чугунные, они имели внутренний диаметр 6,5 см и были закопаны на глубине 1,25 м. Длина пересылаемых алюминиевых капсул составляла 15 см.

Схема берлинской почтовой пневматической сети (1928 год)

В 1913 году с помощью германской пневмопочты было доставлено более 12 миллионов почтовых отправлений.

В 1916 году журнал Union Postale опубликовал статистические данные о пневматической почте всего мира. Оказывалось, что протяженность труб составляла примерно 1000 км, из которых более 400 км «принадлежало» французской пневмопочте. Данные 1934 года подтвердили первенство галлов — наиболее протяженной в мире была парижская сеть пневмопочты длиной 437 км.

Российская империя также не осталась в стороне от прогресса — на отдельных почтамтах Санкт-Петербурга и Москвы была установлена пневмопочта для ускорения перемещения корреспонденции. В дореволюционной Российской Империи для обозначения пневматической почты употреблялся термин «воздушная почта», в настоящее время имеющий иной смысл.

Трехместный самолет ДБ-2Б "Родина" был оснащен пневмопочтой

Имелась пневмопочта и в крупных городах Советского Союза. Более того, устанавливалась она даже в самолетах, например в АНТ-20 «Максим Горький» и ДБ-2Б, "Родина" (на последнем 24-25 сентября 1938 года был установлен женский мировой рекорд дальности беспосадочного полета по прямой).

Большое значение в СССР пневмопочта приобрела на железных дорогах. Одной из первых подобная система была пущена в эксплуатацию в 1959 году на станции Ленинград-Сортировочный-Московский.

Популярность пневмопочты была столь велика, что для оплаты ее услуг в разных странах мира выпускались почтовые марки. Также широко печатались специальные конверты и почтовые карточки. Кроме того, отметки ставились особыми штемпелями и ярлыками .

Итальянская марка для пневмопочты

⇡ Настоящее и будущее пневомпочты

С течением времени пневматическая почта стала сдавать свои позиции, как, впрочем, и обычная почта. Связано это было со стремительным развитием телефонной, факсимильной связи и (начиная с середины 90-х годов прошлого века) электронных способов обмена информацией. Люди постепенно стали все меньше писать «бумажных» писем и отправлять открыток и все больше — общаться посредством телефона, а затем и Интернета.

С обычной же почтой пневматическая не конкурировала. Технологически она имела ограничение на дальность, но зато обладала рядом преимуществ. Таким образом, пневмопочта удачно дополняла почтовую сеть, позволяя разгружать потоки писем, бандеролей и посылок в больших городах.

Что касается упомянутых преимуществ пневмопочты, то среди них можно назвать подземное расположение, высокую скорость передачи, а также возможность транспортировки небольших предметов. Это последнее свойство позволило пневматической почте выжить и в эпоху «тотального» электронного обмена информацией.

Пнвмопочта может доставлять не только письма...

В самом деле, ведь c помощью так любимой нами электронной почты не перешлешь денежную купюру, мелкую деталь, инструмент или кусок горной породы. А скорый обмен этими и многими другими предметами жизненно необходим в самых разных учреждениях, включая банки, гипермаркеты, больницы, научные институты, промышленные предприятия и т.д.

Вот почему и в наши дни пневмопочта в отдельно взятых учреждениях исправно функционирует. Естественно, чугунные трубы ушли в прошлое, уступив место полимерным. Да и остальное оборудование тоже современное: программируемые микрочипы, операционные системы, компрессоры, стабилизированные источники питания, блоки управления компрессором, оптические датчики, рабочие станции с пультами управления и т.п.

Например, берлинский клинический комплекс «Шарите» (фр. Charité) построил себе пневматическую сеть длиной в 25 км. Ежедневно по ее трубам лаборатории и отделения обмениваются сотнями и даже тысячами рентгеновских снимков, готовых анализов, проб крови…

А в Российской государственной библиотеке (бывшая Библиотека им. В.И. Ленина) до сих пор функционирует «внутренняя» пневматическая система, установленная в 70-х годах прошлого века. По трубам этой пневмопочты посылают листки требования читателей.

И подобных примеров функционирования пневматической почты в наши дни можно приводить много…

Современная система пневмопочты в Праге

Что касается «классических» почтовых пневматических сетей, то и они использовались достаточно долго. В ХХ веке городские системы существовали в Париже (до 1984 года), Лондоне и Гамбурге. Быть может, самая последняя пневматическая почта функционировала в Праге. Появилась она в пятой по счету в мире и до марта 1899-го использовалась для деловых пересылок, после чего отправка писем и телеграмм стала доступна и для обычных горожан. К сожалению, крупное наводнение 2002 года вывело из строя пять из одиннадцати машинных отделений пневмосети. Чешская телекоммуникационная компания Telefónica O2 занялась ее восстановлением, и сегодня более половины работ уже выполнено.

⇡ Как работает пневмопочта

Основные элементы установок пневматической почты: приемное и отправительное устройства, трубопроводы, транспортные контейнеры (капсулы), воздуходувки.

Общий принцип работы пневматической почты следующий. Капсулы по трубопроводу движутся благодаря действию сжатого или разреженного воздуха. На начальном этапе существования пневмопочты насосы, нагнетавшие либо разрежавшие воздух в специальных железных резервуарах, приводились в действие паровыми машинами. От упомянутых резервуаров отходили трубы. Чтобы отправить в путь капсулу, вложенную в трубу, нужно было повернуть кран. Поскольку диаметр капсулы был меньше внутреннего диаметра трубы, ее концы (два, реже — один) «одевали» в кожу или фетр, тем самым создавая уплотнительные головки для герметизации.

Капсулы французской пневмопочты (слева — более современный тип, используемый с 30-х годов ХХ в.)

Чтобы предохранить капсулу от удара по приходе к пункту назначения, ей навстречу пускался поток воздуха, который и гасил скорость. Само прибытие капсулы сопровождалось звуковым сигналом.

Материал труб с течением времени менялся. От чугуна создатели пневматических почтовых сетей перешли на латунь, сталь, дюралюминий; во второй половине ХХ века стали чаще использовать полихлорвинил.

Современные системы пневматической почты состоят из таких основных элементов, как компрессор, центральный контроллер, стабилизированный источник питания, блок управления компрессором, магистральный трубопровод, маршрутные стрелки, рабочие станции с пультом управления.

С центрального контроллера на компрессор может поступать команда на давление или на разрежение в системе, чем определяется направление движения капсулы. За плавное торможение отвечает байпас с системой клапанов.

Отдельные участки трубопровода соединяют автоматические маршрутные стрелки, определяющие путь движения капсулы.

Чтобы отправить капсулу, пользователю необходимо набрать на клавиатуре адрес станции-получателя, затем вставить капсулу в приёмное отверстие. Далее за дело принимается центральный контроллер, определяющий путь от станции-отправителя до станции-получателя, а также устанавливающий маршрутные стрелки в необходимое положение.

Схема аптечной пневмосвязи, предлагаемой немецкой фирмой Sumetzberger

Прохождение капсулы контролируется с помощью специальных датчиков.

Если за определенное время капсула не приходит к получателю, система блокируется и автоматически переводится в режим диагностирования. Производится «всасывание» с каждой рабочей станции имеющихся в системе капсул до байпаса и отправление обнаруженных капсул на станцию «сброса».

⇡ Заключение

За более чем двухсотлетнюю историю пневматическая почта пережила подъемы и спады. Несмотря на научно-технический прогресс, она сумела выжить и в условиях электронного обмена информацией, благодаря своей способности быстро и надежно доставлять грузы небольшого размера. Практически утратив к концу ХХ века свою значимость системы, пересылающей корреспонденцию (письма, открытки), пневмопочта как бы вернулась к истокам, став важным (а порой и незаменимым) элементом коммуникации внутри здания.

Современные госпитали, банки, научно-промышленные комплексы, библиотеки и тому подобные организации активно пользуются пневматической почтой, оснащенной оборудованием по последнему слову техники. А это значит, что пневмопочта «внутреннего» типа будет существовать до тех пор, пока ученые не реализуют на практике телепортацию материи, то есть еще очень и очень долго...

Оборудование предназначено для пересылки физических объектов между несколькими пунктами назначения. Другими словами, пневмопочта – установка для перемещения веществ, материалов, продукции, документации и прочего в пределах одного производственного узла. Для пересылки используют специальные приспособления – капсулы.

Навигация:

Пневмопочта, купить которую можно по выгодной стоимости в магазине производителя, применяется в различных отраслях промышленности и жизнедеятельности человека. С ее помощью пересылают деньги в супермаркетах, развлекательных центрах и прочих заведениях.

Ее эффективно используют в обслуживании банковского сектора. Пневмопочта, стоимость которой зависит от ее комплектации, применяется в промышленном производстве. Она позволяет пересылать материалы или готовые изделия от одного производственного участка к другому. Пневмопочта в медицине предназначена для транспортировки снимков, больничных карт, анализов и различной документации.

Пневмопочта, цена на которую зависит от используемого оборудования для ее изготовления, наделена следующими преимуществами:

  • эффективностью документооборота;
  • безопасностью транспортировки;
  • быстротой действия, что значительно сокращает физические и временные трудозатраты.

Оборудование представляет собой установки автоматизации рабочего места сотрудника. Впервые оно было предложено в 1667 году известным физиком Д. Папеном. В 19-ом веке с помощью систем пересылали письма из одной части города в другую. Это стало возможным благодаря сооружению подземных трубопроводов, по которым и транспортировалась корреспонденция. Современные системы пневматической почты более модернизированы. С их помощью можно пересылать любые физические объекты.

Как работает пневмопочта

Транспортировка осуществляется под воздействием вакуума или определенного давления. Выбор зависит от протяженности трассы.

Работа пневмопочты состоит из таких этапов:

  • загрузки капсулы в оборудование для отправления;
  • перемещения капсулы к компрессору;
  • ее транспортировки от компрессора к станции получения;
  • приема капсулы, извлечение.

Обслуживание пневмопочты осуществляют операторы станций отправления и получения.

Чтобы отправить «корреспонденцию» на клавиатуре необходимо указать адрес получателя. После этого капсулу вставляют в специальное отверстие. Оператор устанавливает на дисплее стрелки, которые ведут ее в нужном направлении.

Затем дают команду компрессору создавать нужное разряжение в системе. Капсула начинает свое движение. Ее перемещение фиксируют датчики, которые выдают сигналы на дисплей. После того, как капсула дошла до компрессора, оператор задает ей новый маршрут до станции получения. Компрессор при этом останавливается. Оператор его должен переключить в режим продувки системы. Затем капсула начинает свое движение в сторону получателя. О ее прибытии сообщают датчики. Контролер изымает ее из установки, и вскрывает.

Системы пневмопочты

Оборудование подразделяется на ручные, автоматические и встроенные установки. Ручные системы пневмопочты бывают открытыми и закрытыми. В сборке установки первого типа используют трубы для пневмопочты серого цвета или прозрачного. Загрузка капсулы для транспортировки осуществляется вручную. Получение не требует никаких дополнительных действий, кроме извлечения пакета из системы.

К преимуществам ручном пневмопочты открытого типа относят невысокую стоимость и незначительные габариты. Ее можно монтировать в вертикальном положении и под углом.

Слайд-станция пневмопочты – самый востребованный вид системы. Его изготавливают из аналогичных материалов, что и предыдущую установку. В трубах предусмотрены отверстия для загрузки и выгрузки капсулы. Первое из них закрыто слайдером – прозрачным колпаком. Воздушный клапан, который находится в нижней части конструкции, обеспечивает защиту от перенаправления потока воздуха. Основным преимуществом установки является возможность ее монтажа как в вертикальном, так и горизонтальном положениям.

Автоматическая пневмопочта – оборудование, которое оснащено устройствами и приспособлениями для удобного и быстрого обслуживания. Отправление и получение капсул осуществляется без участия оператора. Сотруднику необходимо просто загружать и выгружать пакеты. Количество пользователей такой системы может быть неограниченным. Загрузка бывает фронтальной и вертикальной. Существуют системы для получения и отправления, получения, отправления, хранения капсул.

Встроенные системы пневматической почты представляют собой аналогичные установки, что и предыдущие. Их конструкции помимо микропроцессора оснащены транспортерной лентой. Преимуществом такого вида оборудования является возможность установки на стол или тумбочку возле рабочего места. Обслуживание пневмопочты простое и удобное.

Пневмопочта (инструкция по эксплуатации информирует обо всех нюансах работы установки) состоит из таких рабочих узлов:

  • рабочей станции;
  • магистральных трубопроводов;
  • компрессора;
  • центрального контролера.

Рабочие станции представляют собой выше описанные системы: ручные, автоматические и встроенные. Выбор оборудования зависит от области его эксплуатации.

Магистральный трубопровод предназначен для перемещения капсулы. Он соединяет рабочие станции между собой. При конструировании этого узла необходимо учитывать размер транспортируемого пакета, а также габариты капсулы.

Пневмопочта работает от создаваемого давления или разряжения в системе. Для этого ее оснащают компрессорами различной мощности. Существуют одно- и трехфазные агрегаты. С их помощью удается создать необходимый уровень давления для движения капсулы. Однофазные компрессоры оснащены двумя двигателями. Первый работает в режиме нагнетания, второй – всасывания. Трехфазные агрегаты оснащены одним двигателем роторного типа. Он может работать только в одном режиме. Противотоку рабочего воздуха препятствует встроенное устройство. Оно контролирует мощность потока и его направление.

Примечание. Такие агрегаты устанавливают в разных местах системы. Они отвечают за качество транспортировки и герметичность установки.

Центральный контролер – устройство, которое установлено в системы для управления процессом. В нем программируются пункты отправления и получения. Расширить возможности управления можно с помощью подключения центрального контролера к компьютеру со специальным программным обеспечением.

Капсулы для пневмопочты

Изделия предназначены для перемещения физических материалов. Капсулы пневмопочты изготавливают из высокопрочного пластика. Их диаметр должен быть меньше внутреннего диаметра трубопровода. Только так капсула может беспрепятственно перемещаться по системе.

Капсула пневмопочты представляет собой цилиндр различного диаметра. К его поверхности крепят уплотнители – манжеты. Размер изделия напрямую зависит от диаметра труб и радиуса его поворота. Максимальный вес капсулы достигает 1 кг.

Медицинские капсулы внутри оснащены пакетами и штативами. Благодаря такой конструкции удается транспортировать без потерь анализы, препараты и многое другое. Некоторые изделия оборудованы вставками, которые обеспечивают безопасное перемещения хрупких грузов.

Воздуходувки для пневмопочты

С помощью оборудования создают необходимый уровень воздушного потока для перемещения капсулы. Вихревые воздуходувки – самые востребованные системы в оснащении пневматической почты. Они представляют собой агрегаты низкого давления. Их конструкция состоит из рабочего корпуса, внутри которого расположено колесо. При его вращении воздушные массы перемещаются к внутренним стенкам корпуса. В результате этого создаются вихри. Ввиду такого принципа работы воздуходувки называются вихревыми.

Кроме вихревых агрегатов эффективно используют пластинчато-роторные, мебранно-поршневые, водокольцевые, когтевые и ротационные воздуходувки. Выбор такого оборудования необходимо основывать на протяженности трассы для перемещения капсулы. Производительность каждого из них разная. Это позволяет применить в оснащении пневмопочты несколько компрессоров в различных местах трассы.

Описал принципы и составляющие компоненты, которые до сих пор лежат в основе пневмотранспорта.

Пневматическая почта как средство почтовой связи была предложена в 1667 году французским физиком Дени Папеном .

К середине XIX века пневмопочта стала применяться в некоторых больших городах для рассылки писем из одной части города в другую по подземным трубам при посредстве пневматических машин (воздушных насосов) . Устроена она была впервые в Лондоне в 1853 году , затем в Париже , Вене и Берлине (1876) . В Лондоне первая линия соединяла Лондонскую фондовую биржу и Главный телеграф и имела протяжённость трубопроводов 100 . При этом трубы были расположены звездообразно, так что различные станции находились в непосредственном сообщении только с центральной главной станцией. В Париже и Вене трубы были расположены кругообразно, чем достигалась возможность прямого сообщения между многими отдельными станциями .

Дальнейшее своё развитие пневматическая почта получила в Германии благодаря инициативам Генриха фон Стефана , генерального почтмейстера Германской империи . В Берлине первоначально была устроена, как более дешёвая, кругообразная сеть, но затем постепенно к 1884 году она была преобразована в звездообразную, позволяющую осуществлять передачу с более высокой скоростью посылок . К 1900 году в Берлине, включая сюда и предместья Шарлоттенбург , Риксдорф (нем. Rixdorf ) и Шёнеберг , общая длина чугунных труб (внутренним диаметром 65 мм , внешним 74 мм), закопанных на глубине 1,25 м, составляла уже более 118 км . Сеть эта соединяла 53 станции. Через каждые четверть часа с 7 часов утра до 10 часов вечера по трубам между станциями ежедневно пересылалось от 5 до 10 цилиндрических капсул с письмами. Длина каждой такой алюминиевой капсулы была 15 см. Капсулы были закрыты только с одной стороны. После того как посылка была вложена в капсулу, на неё надевался кожаный чехол 11 см длины.

Движение капсул по трубам совершалось посредством или сжатого, или разрежённого воздуха. В восьми местах города находились паровые машины , приводившие в действие насосы, посредством которых нагнетался или разрежался воздух в железных больших сосудах . Сосуды эти находились в сообщении с трубами. Для приведения в движение вложенных в трубу капсул достаточно было повернуть кран . Так как капсулы не вплотную занимали соответствующее им место трубы, то в трубу за ними вкладывался ещё особый поршень , состоявший из деревянного цилиндра (11 см длины), покрытого кожей и снабженного на одном конце кожаным кольцом. Кольцо это плотно прилегало к стенкам трубы и герметически её закрывало. Таким образом была обеспечена защита от уменьшения движущей силы воздуха. Для предохранения капсулы от сильного удара, при достижении ею приёмной станции, навстречу ей впускался противодействующий ток воздуха, который заставлял её подойти к месту назначения со скоростью, значительно замедленной. Прибытие очередной посылки сигнализировалось телеграфным сигналом.

Пневматической почтой пользовались преимущественно для рассылки полученных главной телеграфной станцией телеграмм . В 1898 году число посылок в Берлине было &&&&&&&&06235505.&&&&&0 6 235 505, из которых &&&&&&&&05002688.&&&&&0 5 002 688 телеграмм, а остальные - письма закрытые и открытки . Берлинская пневмопочта поддерживала связь между 15 почтовыми отделениями . В 1913 году с её помощью было доставлено свыше 12 миллионов почтовых отправлений , на которых ставились отметки особыми штемпелями .

«Непочтовое» применение

Пневматическая почта используется в организациях, имеющих необходимость в пересылке документов, например, в банках , библиотеках и других учреждениях, историй болезней и лекарств в лечебных учреждениях, а также деталей, инструментов и проб (например, горячего металла) на промышленных предприятиях (в заводских экспресс-лабораториях) и т. д. Пневмопочту используют в отделах по контролю качества, на складах, для передачи анализов и рентгеновских снимков в больницах, наличных денег в супермаркетах и кассах банков , документов на сортировочных станциях железной дороги .

Системы пневмопочты позволяют:

  • обеспечить надежность и безопасность пересылки платёжных документов (и, при необходимости, денег);
  • оптимизировать работу сотрудников за счёт более оперативной пересылки документов;
  • обеспечить современный уровень обслуживания клиентов;
  • создать более комфортные условия при обслуживании клиентов;
  • улучшить условия работы персонала.

Пневмопочта актуальна на промышленных предприятиях со сложным производством, многочисленными структурными подразделениями и производственными цехами. Широкое распространение получила также передача по пневмопочте документов на сортировочных железнодорожных станциях, что изменило технологию формирования грузовых поездов и значительно сократило простой вагонов . В СССР впервые система пневмопочты для пересылки документов на сортировочной станции была введена в эксплуатацию в 1959 году на станции Ленинград -Сортировочный-Московский .

В настоящее время в России работающую современную систему пневмопочты можно встретить в большинстве филиалов Сбербанка России, а также в крупных офисах коммерческих и государственных банков. Практически во всех новых (или вновь открываемых) филиалах Сбербанка (строящихся по новым стандартам переформатирования) система пневмопочты изначально закладывается в проект, так как применение данной системы регламентировано производственной системой Сбербанка (ПСС). Пневмопочту используют для инкассации в больших супермаркетах, таких как «Карусель», «METRO C&C» и «IKEA» по нескольким причинам: ускорение процедуры инкассации, по соображениям безопасности, а также с целью ускорения выдачи размена на кассы. В крупных медицинских центрах пневмопочта обеспечивает существенное увеличение скорости передачи анализов в лабораторию, а также выдачу медицинских препаратов и документов, снижая потребности в непроизводительном труде медицинских работников. На многих металлургических и других промышленных предприятиях пневмопочта позволяет осуществлять оперативный контроль качества на участках добычи сырья и производства продукции.

Пневматическая почта и филателия

Для оплаты услуг пневмопочты в Италии издавались специальные почтовые марки , а во Франции , Германии, Австрии , Чехословакии , Аргентине , Алжире и других странах - разнообразные цельные вещи (конверты , почтовые карточки , секретки). В практике пневматической почты также широко применялись соответствующие штемпели, ярлыки и т. д. Все они являются предметом коллекционирования и филателистического изучения.

  • В XIX веке всерьёз задумывались об устройстве пневматической почты, при помощи которой письма из Лондона могли бы получать в Париже через 1½ часа. Эта идея принадлежала французскому инженеру по имени Жан-Батист Берлье (фр. Jean-Baptiste Berlier ), которому также впервые пришла мысль устройства пневматической выгребки нечистот. С 1 марта 1882 года пневматическая система вывоза нечистот применялась в двух округах Парижа и дала великолепные результаты .
  • Самолёт АНТ-20 «Максим Горький» был оснащён пневмопочтой .
  • В августе 2009 года по 1200-километровому подводному газопроводу компании Gassco было отправлено письмо из Норвегии в Великобританию. Шло оно пять дней. Письмо было упаковано в специальный герметичный контейнер. Отправителем был мэр норвежского города Аукра (норв. Aukra ) Бернард Риксфьорд, пригласивший в гости своего коллегу Стюарта Хейвуда, мэра конечной точки газопровода - английского поселения Исингтона (англ. Isington ) .
  • В мультсериале «Футурама » на Земле в 3000 году активно используется пневмопочта для транспортировки людей.
  • Пневмолифт, разновидность лифта на компрессорной тяге, используемой вместо тросов .
  • Пневмопочта является ярким атрибутом
      1. В старой русской литературе для обозначения пневматической почты использовался термин воздушная почта , имеющий в настоящее время другое значение; см.: // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
      2. Подземная почта // Филателистический словарь / Сост. О. Я. Басин. - М. : Связь, 1968. - 164 с. (Проверено 7 июня 2010)
      3. Пневматическая почта - статья из Большой советской энциклопедии (Проверено 4 октября 2012)
      4. The Pneumatics of Hero of Alexandria; Архивная копия от 8 марта 2011 на Wayback Machine From the Original Greek Translated for and Edited by Bennet Woodcroft Professor of Machinery in University College, London. - London: Taylor Walton and Maberly, 1851. (англ.) (Проверено 30 января 2010)
      5. Почта пневматическая // Большой филателистический словарь / Н. И. Владинец, Л. И. Ильичёв, И. Я. Левитас, П. Ф. Мазур, И. Н. Меркулов, И. А. Моросанов, Ю. К. Мякота, С. А. Панасян, Ю. М. Рудников, М. Б. Слуцкий, В. А. Якобс; под общ. ред. Н. И. Владинца и В. А. Якобса. - М. : Радио и связь, 1988. - 320 с. - 40 000 экз. - ISBN 5-256-00175-2 . (Проверено 7 июня 2010)
      6. Грушке Н. Ф. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
      7. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

Лучшие статьи по теме